О храме

XQRXD3mdDwo 

Предлагаем вашему вниманию уникальный документ 1876 года —  записи путешественника из Санкт-Петербурга Петра Минорского. Его рассказ о нашем Ильинском приходе приведён с почти полой сохранностью орфографии, единственно, что мы позволили для удобства чтения — ввести подзаголовки.

Пётр Минорский «Олонецкие корелы и Ильинский приход Олонецкого уезда». 6 декабря 1876 года.

Извлечение из статьи (Орфография автора почти полностью сохранена. )

ИЛЬИНСКИЙ ПРИХОД

Ильинский приход лежит в 12 верстах от уездного города Олонца по Сердобольскому  почтовому тракту и расположен по обеим берегам реки Олонки на пространстве девяти вёрст. Почтовый тракт идёт тоже по самому берегу реки, по левой стороне ея, и, перешедши почти против приходской церкви, (наплавной мост через реку), тянется по правому берегу ещё несколько вёрст и уходит по направлению к северу, вдоль восточного края Ладожского озера. На самом погосте неприметно отделяется от него в левую сторону просёлочный путь в Андрусову-Николаевскую пустынь, одиноко стоящую на берегу Ладожского озера.

Красота и гармония

Ровная привлекательная местность, среди которой стоит приход, окружённая едва виднеющимся вдали лесом, изрезанная канавами и испещрённая полями и лугами и изредка рощами, из-за которых поднимаются куполы церквей и шпицы колоколен, представляет исполинскую , художественную картину природы, выступающую вдруг перед глазами  в полном виде с самыми мелкими и изящными оттенками , но просто, величественно и естественно. Здесь взор туриста не утомится однообразием – перемена декораций следует постоянно: проезжаешь деревушку – здесь свои виды, въезжаешь в другую – опять попадается взору что-нибудь новое. А между тем  перед глазами , подле дороги вьётся тёмно-синяя полоса реки , то в зелёных отлогих берегах, то в обрывистых  и крутых, как стена, осыпавшихся от напора воды и показывающих свои древние наслоения.  Блеснёт она по временам в отдалении где-нибудь за деревнею и заблестит там , как кусок полированной стали, и опять исчезнет за поворотом . Только оснащённые морские галиоты (большие озёрные суда), высовываясь своими высокими мачтами из-за зданий в разных местах, показывают направление реки, всё больше и больше уходящей на северо-запад. Деревни , ледуя по ея направлению, идут с небольшими промежутками между собою, занятыми огородами  и полями; в них попадаются красивые большие дома, с наличниками и балконами , просторные сараи , крытые под одну с домами крышу, что делает всё здание дома огромною постройкою особой архитектуры, свойственной только одному Олонцу.  За домами прячутся амбары, гумна и дворы, а под окнами, у самой реки, стоят бани. При выезде из деревни непременно попадаются часовни или кресты, тоже архитектуры, присущей Олонцу, а остальное всё занято полями и огромными покосами, тянущимися до самого леса, который, наподобие мелких кустов, стелется в отдалении и сливается на горизонте с тёмно-синими облаками. Этим заканчивается дальнейшая панорама.

Все деревни имеют свой характер

Все деревнюшки Ильинского прихода имеют почти одинаковый характер и расположение: здания везде деревянные, одинакового устройства; домы идут в линию, и то по одной стороне дороги  — лицеем к реке. Спустя три версты от начала прихода, на довольно большом возвышении стоят две приходские церкви – одна каменная с колокольнею, а другая деревянная, обе довольно красивого устройства и обнесены решетчатою оградою с палисадником пред святыми вратами; в ограде около церквей видно множество намогильных красных крестов и памятников, которые вера, память и усердие родных выставили на могилках  отшедших в другой мир семейников. По краям реки, на плоских ея  берегах, попадаются брёвна и дрова, складенные в костры, и огромные стоги сена , ожидающие отправки в Петербург; лодки, плоты и соймы бороздят тихую поверхность воды, а в воздухе над нею парит огромная белая чайка, залетевшая от Ладожского озера, и , по временам, быстро кидается на воду за поднявшейся на верх мелкой рыбой. Вообще хороши наши Олонецкие  карельские деревни; в них только и можно встретить тот простор и вместе  ту тишину, которые заставляют человека  успокоиться  на время и собраться со своими, так сказать, уставшими силами души для новой  работы; а чистый прозрачный воздух, пропитанный каким-то ароматом, который поневоле вбираешь в себя полной грудью, с избытком  благотворно и благодетельно действует на организм.

Откуда пришло название

Название своё Ильинский приход получил, как признают, от своей церкви в честь пророка Илии, начало существования которой относится за 250лет  до настоящего времени(до 1876 года) В писцовых книгах Панина об ней упоминается как  о второй церкви  прихода, устроенной вновь.  Но почему же эта только ещё устроенная церковь могла послужит основанием для названия прихода? Из тех же писцовых книг известно, что раньше Ильинской церкви подле неё стояла церковь в честь Иоанна Предтечи, а ещё раньше существовал храм во имя Благовещения Богородицы  с приделом великомученику Георгию. Приход же в писцовых книгах помечен  Ильинским, уже не вновь устроенной церкви (описания которой и равным образом и перечня вещей не написано , вероятно потому, что в ней ещё не было ни какой утвари). Об образе «Огненное восхождение пророка Илии на небо», который в нынешнее время составляет местный образ церкви, говорится, что он помещался в церкви Предтеченской. Поэтому, надо думать, что, вернее всего, с этим с этим самым образом и соединено название Ильинского прихода. Означенная  икона , как мы заметили, существует и теперь, и, обложенная серебром , составляет древнюю редкость прихода.  Некоторые полагают не без основания, что она есть дар какого-либо епископа Новгородского новопросвещённой павстве.  В этом смысле приход мог быть назван между русскими Ильинским. Сами же карелы называют его «Алавойне», т.е. понизовый, низовский, что дано от того, что он приходится уже последним к устью  Олонки. Это название прихода древнее русского и дано деревням, входящим в состав Ильинского прихода, ранее образования самого прихода.

Из писцовых книг 1628 года видно, что землёю  Ильинского прихода владели Новгородские митрополиты, и только малая её част принадлежала государю. Жители без исключения были приписаны к Софийской казне, а после уже были уже обращены в пашенных государевых крестьян, каковыми всегда после и числились, не зная никогда барской зависимости.

Сколько деревень в приходе!

По сведениям из клировых ведомостей за 1876 год в Ильинском приходе насчитывали 36 деревень, в них 233 двора с населением 1183 души:

Погост (9 дворов — 37 жителей), Углойла(4-21), Зубаттала(3-13), Герпяла(12-71), Пирпула(7-24), Слобода(3-11), Ругойла(2-13), Мартойла(4-22) Якойла(12-59), Упойла(3-25), Зивчила(12-54) Корвила(3-15), Кярбяла(1-7), Тихонов ручей(1-6), Гошкила (2-15), Котчила(12-66),Ексела(22-113), Керкела(4-24), Сямоева(8-44), Антула(6-26), Гомела(8-33), Михалевская(9-38), Большакова(7-35), Платчила(7-28), Кунейла(4-21), Малая горка(3-11), Большая горка(4-18),Теркула(5-23), Игатчила(4-28), Киройла(6-27), Чутчула(4-28),Исаккала(7-30), Праккила(12-63), Алаксала (14-70), Еройла (6-53)

Исчисленные 36 деревень, умещаясь на протяжении девяти вёрст по ту и другую сторону реки Олонки , показывают, что население здесь не очень густо, или, по крайней мере, не так, как в других приходах около Олонца. Здесь было больше свободного места для человека, что давло возможность обратить больше внимания на землю – главную кормилицу Ильинского жителя, от которой он, можно сказать , получает большую часть доходов на свои нужды…

Об Ильинском училище

В Ильинском приходе с давней поры была школа, а ныне там двухклассное обрасцовое училище, в котором год от году исленность учащихся прибывает.

Ильинское училище министерства народного просвящения преобразовано из сельской церковно-приходской школы по старанию инспектора народных училищ Н.Ем. Артёмова. Цель учреждения его , как нельзя больше, согласовалась с духом патриотизма. Здесь для обрусения края училище было чрезвычайно необходимо…

Школа в Еройле

Здание Ильинского училища находится в деревне Еролицах. Это двухэтажный деревянный дом с помещением для двух  учителей, двух классов, библиотеки и мастерской. Он  представляет правильный четырёхугольник, разделённый коридорами  в обоих этажах на две половины. В верхнем ярусе находятся классы, библиотека и мастерская, а в нижних – жилые комнаты для наставников. При доме имеется достаточное количество земли для огородов и сада, а заведение снабжено учебными книгами, пособиями, руководствами и инструментами для мастерского столярного класса при нём.Число учащихся  в Ильинском училище не превышает полусотни детей – кореляков, приводимых первоначально без всякого понимания  русского языка, диких и боязливых, которые только и понимают чувство голода и холода. И из них через несколько годов формируются уже мальчики, знающие читать , писать, считать и обладающие многими полезными сведениями , пригодными в жизни, и даже выходят кандидаты на учительские должности, после подготовления  их к делу преподавания при учительской семинарии.

Учиться могли не все

Но при всей доброй обстановке дела для народного образования в Ильинском приходе , нельзя считать, чтобы народ, населяющий его , был расположен к грамотности: правда они дают на ремонт училища деньги, нанимают сторожа, представляют освещение и отопление, но всё же не с охотою посылают детей своих в школу. И можно признать число 50 далеко не достаточным для такого гусстаго населения, каковое существует в приходах Туксинском и Ильинском. В причину, заставляющую крестьянина отклоняться от образования мальчика, можно поставить , что дети в семье , особенно малочисленной, заменяют в работе человека даже взрослого. Они пособляют отцу во всём: их заставляют боронить пашню, заставляют ехать с возом дров или сена, отправляют в извоз на ближние расстояния, велят пасти коров и свиней и отправлять много других сподручных работ для недоростка. Но если нет работ, то мальчик остаётся дома и присматривает за своими малолетними братьями и сёстрами. Так что училище и могут посещать только дети состоятельных отцов и большесемейных и кончать в нём полный курс, остальным же приходится довольствоваться тем, что они научаться в школе с горем по полам читать и писать.

 

О храмовых праздниках

Упоминая выше о религиозно-нравственном направлении Олонецкого карела и говоря о его приверженности к обычаям старины, в которых видно тоже высокое  нравственное направление, мы теперь скажем, что в основании этого направления лежит причина, заставляющая его строго чтить праздники, особенно храмовые своего прихода и соседних, почитать в году двенадцать наиболее больших, по его мнению, пятниц, и во все остальные пятницы  года не работать тяжёлой и грязной работы. Праздник для корела и особенно храмовый – истинное удовольствие: к нему он приготовляется задолго и справляет его, издерживая на угощение родных и знакомых последние копейки.

Иванов день

В Ильинском приходе несколько праздников, но более главные: Иванов день-24 июня(7 июля по н.ст.) и Ильин день-20 июля(2 августа по н.ст.). В тот и другой праздник собрание народа  бывает очень большое, особенно в Иванов день. В это число каждогодно бывает из Ильинска отправка Олонецких богомольцев в Валаамский монастырь к празднику, бывающему там 28 июня (11 июля по н.ст.)в честь преподобных Сергия и Германа . Отслушавши обедню в местном храме и напутственный молебен , богомольцы садятся у наплавного моста на реке Олонке в соймы и едут по ней до устья, а там пускаются по Ладожскому озеру. Проводивши поклонников, оставшийся народ толпится у церкви до позднего вечера.

Ильин день

В день святого пророка Илии , когда главные летния работы покончены, и народ остаётся несколько свободным и успокоенным от трудов, опять собираются к празднику – уже собственно погостить у родных и знакомых, да погулять. Ещё с раннего утра во всём приходе заметно движение  — кто едет, кто идёт; на улице появляются щеголеватые кабриолеты и телеги, показываются праздничные наряды и слышится весёлый карельский говор. Все стараются поспеть к обедне, иначе по местному понятию, праздник будет не праздник. Идя в церковь, девица одевается во всё своё лучшее платье, молодые женщины тоже не желают им поддаться в наряде; это непременные посетительницы храма. Мужчины же проводят время службы больше в ограде, на площади и на берегу реки Олонки, протекающей мимо церкви. Они ожидают только окончания службы, чтобы сходить пообедать, а потом снова, как говорят, придти на погост…

О церквах прихода

В заключении  своей статьи мы не лишним считаем сделать ещё описание церквей Ильинского прихода , населённого набожным племенем карелов, с которыми тесно была связана жизнь и по сию пору народа религиозного  и богобоязненного, и указать  на другие достопримечательности, составляющие честь и славу его вековой жизни.

По документам 1629 года

Самые старинные письменные памятники, в которых говорится о церквах прихода, есть писцовыя книги 1629 года, писанные Никитою Паниным; в них о погосте и церквах говорится следующее(извлечено  из Олонецких губернских ведомостей за 1849 г.№2):

«Погост Ильинский на реке Олонке. А на погосте церковь Рождества Ивана Предтечи; тёплая, деревяна, клецка; да церковь холодная поставлена вновь святого пророка Илии, деревяна, верх шатром. Обе стоят на государевой земле. А в церкви Ивана Предтечи Божия милосердия образов: двери царские, столпцы и сень писаны на золоте; дейсуса нет; по правую сторону царских дверей  образы местные: образ Иоанна Предтечи, с деяньем на золоте:  прикладь, венец да гривна серебряны басмяны золочены; пред образом свеча восковая на подсвечнике;  насвешник белого железа; образ Огненное восхождение святого пророка  Илии, сидящий на красках; образ Преображения Господа нашего Иисуса Христа, на золоте. По левую сторону  царских дверей местные образы: образ Пречистыя Богородицы Одигитрии с превечным  младецем, на золоте; образ Спаса Нерукотвореннаго, на золоте; образ Николы Чудотворца, на золоте. Да в олтаре за престолом: образ Пречистыя Богородицы Знамение, на красках; крест выносной на золоте; крест благословящий, на красках; сосуды церковные оловянные, кадило медное; двои ризы, два стихаря священнических да стихарь дьяконской , полотняные, оплечья выбойчатые. Да книг: евангелие напрестольное письменное, евангелисты медные, устав, октай, апостол, псалтырь, часовник, два пролога, три менеи месячных, златоуст, соборник, трефолой, все письменные; минея общая, две триоди, постная да цветная, печать московская.  Да на колокольне два колокола, весом пять пуд. А те церкви и в церквах божия милосердия образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строение мирское приходских людей. На погосте же четыре кельи, а живут в них старцы нищие, питаются от церви Божией. У погоста же на Митрополичей земле двор митрополичей поставлен приказным людем на приезд. Да туто же у погоста в деревне Платчученской, на тягловой митрополичьей земле, поп Микита Захарьев,дьякон Лонтий Акинфеев, дьячёк Елисейко Константинов, пономарь Ивашко Фёдоров.»

Придорожные кресты

НЕ имея писцовых памятников о церквах, древнее сказания писцовых книг, мы не можем сказать, были ли раньше показанных церквей ещё какие церкви в  Ильинском приходе, но, во всяком случае, если принять во внимание древность введения христианства  между корелами , надо положить , что существовали здесь и храмы с давних пор, и церкви Илии Пророка и Иоана Предтечи не первые здесь памятники христианства, которые удалось видеть Панину. Это тем более вероятно, что другие, в том же роде памятники существовали несравненно раньше церквей и которые можно видеть и теперь ещё. Мы разумеем придорожные кресты, которых всегубящее время приберегло два на память потомкам об усердии к вере их предков. Один из крестов стоит за погостом, на дороге в Андрусову Николаевскую пустынь и, прикрытый навесом от бурь и непогод и обнесённый решёткою, может очень долго существовать. Надпись на подножном бруске его говорит, что оный крест сооружён  на поклонение верующим лета 7109 от сотворения мира, от рождества Христова 1601 года. Другой подобный же крест, но только несравненно древнее, стоит за полями, по дороге на рыбные тони, мимо озера Раддозера. Он очень ветх: время теперь уже изгладило на нём совершенно все изображения, но  люди, помнящие его с малолетства , говорят , что он 80 годами старше перваго, и потому ему теперь , значит более трёх веков с половиною.

Истории церквей, бывших после времени писцовых книг

 Об истории церквей, бывших после времени писцовых книг в Ильинске, сохранилось в предании народа и церковных памятках много интересных данных, они показывают, что много было перемен и несчастий с ними, но вера, усердие народа и время всё это былое изгладили, не оставив следа из минувшего, и корелы Ильинского прихода  приносят теперь свои молитвы в двух благолепных  благоустроенных храмах.

В 1744 году упоминается об освящении церквей: во имя Святого Георгия Великомученника в 28 апреля и во имя Рождества Иоанна Предтечи в 11 день сентября, священноархимандридом Троицкого  Александро-Свирского монастыря Серафимом, что видно из надписей на двух деревянных крестах , сохранившихся до настоящего времени. В 1769 году говорится об освящении придела  Святого пророка Илии в мае месяце и заложении новой церкви Благовещенской, о чём записано на книжице «О Брадобритии», рукою бывшего здесь священника  Иоанна Васильева. В той же книжке под 1771 годом упоминается, что церковь Благовещенская уже отстроена и декабря 17 день освящена Олонецкаго Троицкаго собора священником Стефаном  Никифоровым.  К этому же времени или около того , предание относит освящение и третей церкви во имя Нерукотворенного Образа Спасителя , стоявшей над вратами ограды с северной ея стороны. Она, сказывают, была строена московским купцом Калашниковым по особенному какому-то откровению:  в ней по преимуществу отпевали умерших.

 О храме в честь Благовещения в предании сохраняется , что он был о девяти главах, очень высокий и холодный; в нём находился один только престол; сделан же он был из толстых деревянных брусьев и стоял на самом том месте, где ныне находится церковь деревянная во имя Илии Пророка. В нынешнее время, хотя не видно и следов Благовещенской церкви, о жителями прихода празднуется день 25 марта и собрание гостей  и богомольцев бывает большое, а в лавках при ограде производится даже торг.

О втором же , тёплом в тогдашнее время , говорят, что он был очень обширен, имел три придела рядом, во имя Пророка Илии, святого великомученика Георгия, и  во имя Рождества Иоанна Предтечи – и стоял на том же месте, где ныне каменная церковь в честь Нерукотворенного Образа. Колокольня стояла тогда отдельно от церквей.

Страшный пожар

Под 1774 годом рукою бывшаго тогда священника на книжке же «О брадобритии» помечено, что в ночь на 3 ноября  эти огромные церкви , колокольня, ограда и четыре колокола погорели, и что пожар начался от дома Красильникова , жившаго на северо-востоке от ограды. А в тесноте и скученности строений  вокруг церквей , с ними погорели и многие дома обывателей деревни погостской. На этот раз из церковной утвари уцелело только то, что хранилось в кладовой. После этого жители уже 7 лет оставались без храма . А служба, браки и требы производились в церкви близ лежащей  Андрусовской пустыни, которая приписана была тогда к Ильинскому приходу.

В рассказах сторожилов сохраняется ещё предание , что кроме двух показанных пожаров , был ещё и третий, начавшийся от молнии , который в 1743 году с двумя церквами уничтожил до тла  и всю деревню погостскую , стоявшую тогда из 40 дворов. Сказание об этом пожаре подтверждается документом , найденном в Тулокской церкви. , от поморского, соляной конторы коммисарства , во всё народное известие даннаго  2 октября 1744 года . за №708, коим велено оставшюся , от бывшего  в 1743 году в Олонце , на Ильинском приходе ,пожара , казённую соль -434 пуда –произвесть в продажу.

Приход во время путешествия П. Минорского

В нынешнее время в Ильинске , как мы уже заметили, две церкви – деревянная и каменная с колокольнею . Обе они стоят на возвышенном ровном месте и окружены  каменною оградою, с деревянною решёткою между столбиками. Двои ворота с северо-западной  и северной стороны вводят в неё. Пред последним устроен небольшой садик с разросшимися кустами смородины, калины и малины.  На внешний вид церкви очень  красивы, а внутри ещё лучше.

Деревянная церковь во имя пророка Илии существует с 1784 года и имеет вид довольно большаго четырёхугольнаго продолговатого здания с выдающимися пристройками для олтаря и паперти. Возобновлённая в недавнее время  и выкрашенная жёлтою масляною краскою , она представляет ещё очень крепкое здание, не смотря на своё давнишнее существование. На крыше церкви умещается одна очень небольшая глава , крытая , как и вся крыша , железом. Внутреннее устройство этого храма очень просто: светлый от нескольких больших  окон , с сухим и чистым всегда воздухом , он представляется очень  удобным для службы  Божией весною и летом.

Иконы здесь все старинного письма; между ними особенное внимание обращает  на себя древняя местная икона «Огненное восхождение  пророка Илии на небо».

Каменная церковь во имя Нерукотвореннаго образа Спасителя (наш Храм)

Каменная церковь во имя Нерукотвореннаго образа Спасителя  стоит ближе к северу от первой и находится на том мете, где прежде была деревянная церковь о пяти главах в честь того же образа, строенная на средства здешняго уроженца –московского купца Юлия Калашникова, вместо строенной им же церкви, по откровению, над вратами ограды. Прежняя , строенная Калашниковым , церковь была освящена , как видно по надписи на кресте , преосвященным Венеамином, Архиепископом Архангельским и Олонецким, января в 15 день 1788 года. Она отстояла свои годы , и за ветхостью принято было разобрать её и устроить каменную.

Место престола старой церкви видно ещё и теперь: на нём поставлен  небольшой каменный памятник с медным крестом поверх онаго. В нише монумента вделан образ спасителя с надписью : «Престол Твой , Боже, в век века». «Веселитеся , праведнии , о господе и исповедайте память святыни его!» Тут же в нескольких строках , изображено историческое сказание о времени разобрания Калашниковой церкви за ветхостию и о времени заложения и освящения , вместо ея , новой каменной- в честь того же нерукотвореннаго образа.

Заложение нашего Храма

Эта последняя каменная церковь заложена по благословению Пресвященного Игнатия, Архиепископа  Олонецкого и Петрозаводскаго, июня 2 дня 1839 года., при священнике  Сампсоне Каргопольцеве, и имеет вид креста.  Всё здание храма , при простой архитектуре , представляется очень красивым и уютным, не имея ни каких мелких , затейливых наружных украшений, оно бросается в глаза своею простотою, которая как нельзя больше гармонируется с деревенскою обстановкою. Лёгкий, но широкий купол венчает   здание дома молитвы.

Скудные средства, с которыми начато строение храма и которыя имел тогда в руках распорядитель дела – местный приходской священник Каргопольцев, ставили его не раз  в самое безвыходное положение.  Но делу святому помогал сам Бог, пишет в своих записках строитель ; нашлись ревностные благодетели  и споспешники , из числа которых особенную память оставили : уроженец села Ильинскаго , С.-Петербургский  почётный потомственный  гражданин  Андрей Сергеев(он же Гусарев) и дети его : Александр, Николай, Иван, Алексей и Пётр. Потом Павел Кудряшов, Фёдор Гудков и  частию Дмитрий Пиккиев и Никита Михеев.

Внутренность церкви, как и наружность  ея, тоже проста; самый храм кажется обширным и светлым, а в алтаре –полумрак, что придаёт ему особую таинственность.

Что входило во внутреннее убранство нашего храма

( на сегодняшний день всё это утеряно прим.адм. сайта)

В церкви  прежде всего обращают на себя внимание девять живописных  икон, писанных на холсте  заслуженным профессором академии Егоровым; иконы эти писаны им как эскизы для образов церкви Таврического дворца в С.-Петербурге.  Художник , принеся произведения своей кисти  в дар храму  Ильинскогосела, много поспособствовал его благолепию:  они занимают  там видное место и помещены частию во алтаре, а частию в храме.

Из других икон более  замечательны:

1)      Местная храмовая икона Нерукотвореннаго  Образа Спасителя; писана она в 1844 году на кипарисной доске в византийском вкусе и при том рукою талантливаго мастера. С своею серебряною ризою и таким же золочёным венцем, в которых весу 7ф.18 золотников, она есть приношение почётного гражданина  Павла Кудряшёва, от которого  в этот же храм поступило много  разной серебряной утвари.

2)      Икона Тихвинской Божией Матери ; замечательна своею древностию и личностию вкладчика. Она , как видно из пометки, находящейся на ней, писана по приказанию Лаврентия, Архимандрида Алесандро-Свирскаго монастыря в августе месяце 1699 года.(Ол.сб.,вып.IIот.I)

Архимандрит Лаврентий до монашества назывался Львом, был протоиереем  Олонецкой соборной церкви и известен в истории  Олонецкого раскола как сильный его поборник. Он в 1687 году , по указу митрополита Новгородского , участвовал в деле вразумления раскольников при Палеостровском  монастыре, где был ранен пулею от изуверов, которые тогда до тла разорили этот монастырь.

Из церковных принадлежностей, находящихся при церкви Нерукотвореннаго Образа , обращают на себя внимание древностию:

а) Запрестольный выносной крест, искусно вырезанный из дерева и украшеный позолотою; сооружён о как видно из надписи 1675 года, при державе царя и великого князя Михаила Фёдоровича, при патриархе  Московском Иоакиме и Корнилие, митрополите Новгородском;

б)Букварь, печатанный в Москве при Патриархе Никоне  1657 года, с искуссным  извлечением из отцев церкви православного  учения о вере;

в)служебник , напечатанный 1667 года

г)Евангелие старо-наречное, печатанное в Киеве 1692 года; в нём имя ИИСУС изображено двояко: ИСУС и – ИИСУС, первое особенно часто употреблено в начале  апокалипсиса.

 

При каменной церкви , в одном с нею здании, находится над ея папертью колокольня. Она похожа на четырёхугольную каменную пирамиду, с невысоким  шпицем, оббитым  жестью. На колокольне 9 небольших колоколов, тоже пожертвованных разными благодетелями: два этих колоколов – в 15 пудов и 9 пудов – есть дар священника  Симеона Дмитриева по душе своих родителей, а третий – в 61 пуд 15 фунтов-самый большой , составляет подарок здешнего урожденца , С.-Петербургскаго купца Якова Фомина, замечательного самоуки-инженера по мостовой части, который в свою жизнь много сделал на собственный счёт мостов через реку Олонку и ея притоки, чем в народной памяти оставил по себе добрую славу. В доме Фомина, находившемся при погосте, останавливался , как говорит предание , граф Александр Васильевич Суворов, в проезд свой через Олонец в Финляндию.

 

Кресты и часовни

 

Сказавши о церквах и показавши усердие жителей села к сооружению и украению их , мы не можем не показать на ту отличительную особенность религиозного направления корела, вследствие которой он любит везде , в удобных местах, ставить  кресты и часовни. Дело это делается , как кажется, не столько по усердию, сколько по обетам частных лиц, а поэтому сооружение крестов в лесах, при перекрёстках , на полях и пожнях считается делом очень обыкновенным, и с постановлением каждого из них соединено непременно  какое-либо памятное событие – частное или общественное. То же самое направление видно и в устройстве часовен.  Форма и устройство крестов здесь везде одинаковы: четырёхугольный фундамент, состоящий из нескольких коротких брёвнышек, поддерживают по углам  четыре столбика, на которых утверждается  покатая в обе стороны крыша; под крышею  умещён огромный, из толстых брусьев, осьмиконечный крест, уходящий нижним своим концом глубоко в землю. Подобные кресты составляют любимое место роздыха крестьян, идущих с работ и странников, ходящих на поклонение по монастырям.  Архитектура Олонецких  часовен тоже несколько позамысловатее , чем в других местах Олонецекой   губернии. Они устраиваются , по преимуществу, наподобие церквей и всегда почти имеют при себе колокольню с круглою крышею на столбиках, но попадаются между ними и часовни простого устройства, похожие на обыкновенный амбар. Внутреннее убранство их везде одинаково;на первом месте , или , лучше сказать , на передней стене cтоит икона праздника , обвешенная полотенцами  и крестами, а пред нею лампада со свечёю и столик, покрытый скатертью;  по ту и другую  сторону главной иконы стоят , в параллель с нею, другия иконы , жертвованныя , по усердию, разными лицами, или просто ветхия иконы, которых дома некуда девать.

 

Старинные  каменные кресты

 

 В Ильинском приходе официально числится до 14 часовен, но более замечательны из них своею древностию и святынею, находящеюся в них, две крестовоздвиженския при деревне Еройлы, одна на одномконце деревни,  а другая на другом. В той и другой из них находится по старинному каменному кресту. Оба креста высечены из песчаника  и имеют овальную плоскую форму с выдолбленными в них насквозь четырьмя круглыми дирами. Замечательно, что насечка букв и фигур на крестах рельефная, каковая работа потребовала огромного  труда и продолжительного времени от трудящагося над вековым памятником христианства.

Крест, который находится в часовне вблизи церкви, оправлен в дерево и имеет сам по себе вышины 1 аршин 7 вершков, а ширины 15 вершков, из надписи, находящейся под крестом и почти уже слинявшей от времени, видно, что он обновлён и окрашен в 1711 году мая во 2 день; на самом дже камне ясно сохранились рельефные слова под титлами: Христос Иисус, Ника, Царь Славы, Христос, Святому Николе, Господи спаси», и далее тринадцать фигур, мало подходящих под изображение звуков славянской азбуки, которым потому трудно дать какое-либо значение.

Второй крест формою похож на первый, но меньше его, именно: в длину 14 верш., а в ширину 10 верш.; буквы или лучше сказать фигуры его тоже рельефныя, но очень  не ясны и ним нельзя дать дать ни какого смысла надписи. Левый бок креста отломлен, и часть эта потеряна.

Народное предание насчёт крестов говорит, что оба они приплыли по реке Олонке от Ладожского озера и остановились на берегу против того места, где стоят часовни. Оставляя веру народа неприкосновенною , мы можем сказать , что на крестах есть признаки того, что они были когда-то в воде, и особенно последний крест, потому, что отточенные гладко его края и смывшиеся буквы показывают ещё и по сию пору следы действовавшей на него когда-то воды. О древности происхождения их нечего и говорить.

 

В Ильинское хотели перевести Олонец!

 

Штат Ильинского духовенства до 1809 года состоял из трёх священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей, которые ещё в 1784 году состояли налицо, что видно из тогдашней  описи здешних церквей. Ныне же штат уменьшен до одного священника и одного причётника, а от того-то по средствам содержания для местного духовенства он числится одним из лучших и выгодных приходов.

Его смышлёный народ, сравнительно с другими зажиточный и состоятельный , а главное красивое и выгодное местоположение были предметом внимания высоких личностей:

Был здесь проездом и останавливался государь Александр Павлович и одного из жителей взял себе в проводники до Андрусовой Николаевской пустыни, куда они частию ехали верхом на лошадях, а частию шли пешком; А императрица Екатерина II даже самый город Олонец  решилась, было, перевести сюда, так что по утверждённому ея величеству плану уже было произведено самое размежевание земли под новый город и назначено место под строение соборной церкви между двумя крестовоздвиженскими часовнями, о коих упоминалось выше. В актах при церкви сохранилась даже переписка по этому делу между городничим Бачмановым и С.-Петербургским губернским правлением; новсему этому осуществится было не суждено , и село Ильинское не могло выдвинуться из уровня других деревень приолонецких, но всё же , поставленное в иные, более благоприятныя условия, чем все остальныя  деревни , за ним всегда останется одно достоинство – название одного из лучших и видных мест в Олонецкой губернии.

Село Вытегорския Кондуши

6 декабря

Пётр Минорский

 

просмотры(50)

Комментирование запрещено